среда, 8 мая 2013 г.

Плохому танцору...

Часто причиной неудач люди называют всё, что угодно, только не себя любимого. На соревнованиях и просто покатушках всё время слышишь - велик не тот и поэтому не смог показать результат. А будь у меня отличный байк то ого-го. Такая ситуация не только в вело теме, везде основная проблема всё, что угодно только не ты.


Я решил попробовать понять, насколько прав танцор и действительно ли ему мешают яйки неподходящее снаряжение...

И так имеем маршрут работа-офис-работа. В одну сторону путь в районе 9 км с набором высоты всего лишь 37 метров. Обратная дорога немного сложнее так как всю дорогу затяжные небольшие подъемы (набор высот порядка 50 метров). 

Будет ли большая разница, если проехать этот путь на "правильном" и "неправильном" велосипеде? Маршрут маленький и результаты будут довольно близки. Но для грубой оценки вполне сойдет (конечно если гнать марафон на 100-200 км то разница будет колоссальной, но мы возьмем частный случай). 

Обычно в городе я использую легкий хардтейл с 27-скоростями. Понятное дело, что взяв триальный велик, я вообще на работу не приеду или приеду в лучшем случае после обеда к вечеру (отсутствие передач-седла + очень легкая моментная передача для прыжков не способствуют быстрому передвижению). Но что будет, если взять велосипед со скоростями, просто предназначенный для других целей?

Велосипеды: 

Вариант "правильный" - Cannondale Taurine (подробно о комплектации можно прочитать тут). 


27-передач, легкий карбоновый хардтейл весом 9.1 кг. Покрышки - дорожные слики (полностью лысая резина) размером 2.0 дюйма с давление 4.0 атмосферы. Вилка Cannondale Headshock принудительно на поездку заблокирована и является жесткой, чтобы не глотать педаляж.  Важный момент - контактные педали и передняя звезда 44 зуба (т.е. соотношение звезд 44-9). 

Вариант "неправильный" - Lapierre Froggy 518 (подробно о комплектации можно прочитать тут). 


10-скоростей, алюминиевый двухподвес с ходом передней и задней подвески в 180мм. Никаких блокировок подвески нет. Пружинная вилка и пружинный задний амортизатор. Специально зажимать подвеску не стал (осталась мягкая "горная" настройка). Вес танка 17кг. Вместо покрышек огромные баллоны Continental Rubber Queen размерностью почти 2.6 дюйма с давлением в 2.5 атмосферы (опять таки "горная" настройка и хитрить, повышая давление до 4.0 атмосфер и улучшая таким образом накат на шоссе не стал). Важный момент - педали топталки (без контактов) и передняя звезда 36 зубов (передаточное соотношение 36-9).

Единственная хитрость - положение седла. Обычно на Лапьере седло у меня стоит довольно низко (не мешает при прыжках и быстрой езде вниз). В таком положении особо не погоняешь по прямой и тем более в горку. В начале эксперимента я выехал именно на низком седле. Но буквально через пару минут мои уставшие от многолетних издевательств колени дали ясно понять, что эксперимент может закончиться досрочно. Поэтому я поднял седло до позиции комфортного педаляжа (благо телескопический подседел позволят это сделать прямо на ходу с манетки на руле). 

Возможно именно из-за этой хитрости получились такие хорошие результаты. 


И так начнем. 

Путь работа-офис. В прошлом году я выезжал из 20 минут на этой дистанции. Отсутствие наката зимой + проблемы со спиной слегка подкосили мой темп. 

Слева данные на "правильном" велосипеде, справа на "неправильном". Двигался по дороге среди машины по правой полосе (на тратуаре ездить бесполезно - не разогнаться из-за пешеходов + получишь грубости типа куда гонишь). 


Не обращайте внимание на разный километраж (8.8км против 9.1км). Видимо где-то резанул по двору. Но картина весьма интересная - времени потрачено чуть меньше,  максимальная скорость ниже (сказывается большая резина с плохим накатом и медленная передач с передней звездой), но средняя выше хоть и всего на семь десятых. По личным ощущениям - в легкую горку не намного сложнее, хотя чувствуется больший вес. По прямой едешь намного медленнее из-за более слабой передачи. 

Зато огромный плюс - подвеска и большие слабо накаченные покрыши позволили вообще не обращать внимание на дорожное покрытие. Никакие ямы, колодцы, бордюры, трамвайные пути и прочее. Я просто ехал и наслаждался. Перестал смотреть на дорогу в поисках фарватера. На узких сликах с огромным давлением я чувствую каждую трещину. Жесткая карбоновая рама также старается донести до меня мельчайшие подробности дорожного рельефа. Постоянно приходится тратить внимание на отслеживание дороги и всяких ям. В итоге я приехал отдохнувшим (за исключением ног). Запястья, локти, спина и копчик не ныли из-за постоянных ударов (жесткий хардтейл не прощает ошибок и после поездки по неровным дорогам все суставы болят). 

Первая половина пути работа-офис лишь верхушка айсберга. Дорога идет всё время вниз. Лишь два небольших подъема на пути. Поэтому тут одинаковые результаты вполне ожидаемы. Самое интересное - обратный путь с постоянными закрутами в подъемы.  

Обратный путь офис-работа.



И здесь ситуация вполне ожидаемая. Более легкий, скоростной хардтейл, с контактными педалями, явно является лучшим выбором для города. Большой подвес тут не то, что доктор прописал. Максимальная скорость, средняя скорость, время. Всё хуже. Ехать было сложно, действительно тяжело. Топталки заставляют именно топтать, при подъеме ноги нет работы как на контактах. Выкладывался на полную. В итоге вымотался в разы больше чем на "правильном" байке. 

По сумме времени отставание не такое уж и большое. Получается яйки неправильное снаряжение не главная причина неудач в данном конкретном случае. Когда дистанция небольшая, особых горок нет и путь весьма прост. Здесь самое слабое звено - прослойка между рулем и педалями. 

Однако есть два момента: 

1. Поднятое седло на подвесе. С родным низким "прыгательным" положением так быстро ехать не получалось и было абсолютно не комфортно. 

2. Судя по результатам на "правильном" хардтейле я больше халтурю и еду не в полную силу, в то время как на подвесе выкладывался по полной (хотя возможно это просто ноги пришли в лучшую кондицию после катания в праздники). Возможно, если работать на полную на Cannondale результат будет совсем другой.

В любом случае в середине сезона, когда форма будет оптимальная, надо будет обязательно повторить заезды. И сравнить результаты. 

Главный вывод - зачастую плохим танцорам яйки ничего не мешает кроме них самих))) Кроме того, всегда можно все подготовить для определенных условий. В данном случае я мог адаптировать "неправильный" велосипед к дорожным поездкам - поставить накатистые слики, легкий вилсет, большую звезду спереди, "зажать" подвеску, чтобы не глотала педаляж. В таком варианте при непрофессиональном подходе и на этой малой дистанции разница вообще будет минимальной. 

Всегда во всех неудачах ищите причину провала в себе. Только прослойка между рулем и педалями является слабым звеном. Остальные не при чем. Лишь постоянный самоконтроль и работа над собой спасут мир ) 

Stay tuned...

3 комментария:

  1. Симпатичная заявка, что танцору мешает...

    ОтветитьУдалить
  2. Анонимный13 мая 2013 г., 16:17

    Вот что правда то правда.

    Интересно было бы сравнить не только обычную езду. Взять мажорный лайтовый триальный байк и сравнить со старком каким-нибудь на вибрейках, как высоты/длины изменятся.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Если гео великов примерно одинаковые, то результат будет очень близким. Катаюсь на двух великах одинаковой геометрии, одни лайт для соревнований, второй гиря для тренировок на камнях. Разница в весе 3-4 кг. Один на маге, второй диск\мага.

      В начале катания результаты одинаковые, только чуть больше сил тратится на гире. После пары часов на лайт-велике устаешь сильно но терпимо, на чугуне в разы тяжелее сильнее усталость.

      Но в целом всё одинаково. Важен не байк, а прокладка между рулем и педалями.

      Удалить